Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых

Большинство необходимых человеку для жизни веществ попадают в его организм с пищей. В результате её механической и химической обработки происходит расщепление (метаболизм) питательных веществ на молекулы, необходимые для жизни существующих клеток организма и образования новых.

Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых

Для правильного осуществления обменных процессов необходимы минералы и микроэлементы, а, главное, — витамины. Их в пище очень мало – милли- и микрограммы, тем не менее, без них организм обойтись не может. Эти необходимые для метаболизма вещества называют микронутриентами.

Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых

Витамин D: история открытия, источники попадания в организм, профилактические и лечебные свойства

  • Для того, чтобы уменьшить риск возникновения авитаминоза, поменьше принимать аптечных препаратов, нужно на протяжении года насыщать организм витаминами, используя возможности, подаренные природой.
  • Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых
  • Одна из них – ультрафиолетовые солнечные лучи, под воздействием которых кожа синтезирует витамин D, который также человек получает из пищи.
  • Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых

Исследование болезней, вызванных его нехваткой (рахит) велись с конца XVII века. В XIX веке уже была информация о том, что излечению рахита содействует рыбий жир.

Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых

В результате наблюдений было установлено, что рахитом, в большинстве случаев, болели городские дети, мало бывающие на солнце и воздухе.

Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослыхВитамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослыхВитамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослыхВитамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослыхВитамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых

Сам витамин D был открыт в начале двадцатого века. А в 1936 году учёные доказали, что он образуется в организме под воздействием солнца, а также поступает с пищей.

Этот микроэлемент помогает поддерживать минерализацию костей, способствует их силе и крепости. Благодаря ему сохраняется здоровье дёсен, мышечной ткани, предотвращается возникновение рахита, деменции, улучшается работа сердца и мозга, повышается иммунитет, снижает риск возникновения онкозаболеваний, респираторных, заболеваний верхних дыхательных путей, сахарного диабета.

  1. Витамин D содержится только в жирах, обеспечивает усвоение минералов, главным образом – кальция, фосфора.

На протяжении суток в организм должно поступать 2,5-3 мкг витамина D. Это важно для людей с неполноценным питанием (к примеру, вегетарианцев, находящихся на диете, чувствующих постоянную усталость).

Большое количество витамина D в молоке, рыбьем жире, рыбе и морепродуктах, зерновых, печени, яичных желтках. Также для его образования важно в тёплое время года обязательно 10-15 минут находиться на солнце.

Время очень полезных солнечных ванн можно постепенно увеличивать, но больше часа на жгучем летнем солнышке находиться не рекомендуется, поскольку это стресс для кожи, тем более, если такая процедура непривычна.

  • Поддержание достаточного уровня витамина D поможет избежать многих неприятностей, связанных со здоровьем.

Профилактические витамины для детей

Главная особенность детского организма – рост, быстрое увеличение костно-мышечной ткани. Для полноценного формирования скелета, мышц, для здоровья и крепости зубов витамин D приобретает первостепенное значение.

  1. Очень важно, чтобы у ребёнка были здоровые и сильные зубы без гнилостных болезней, поскольку именно из ротовой полости гнилостные бактерии попадают в желудочно-кишечный тракт, вызывая дополнительные болезни и нарушение пищеварения.
  2. Особо важны для детей продукты и витаминные препараты, содержащие кальций, а также рыбий жир с витамином D.

Для быстрорастущего детского организма, поддержания иммунитета требуется большое количество этих веществ. В пище их, зачастую, недостаточно, поэтому нужно принимать дополнительные препараты.

  • В настоящее время предлагаются разнообразные витаминные комплексы для детей («Алфавит», «Мультитабс», «Витрум», «Центрум»).

Многие содержат большее количество отдельных элементов для улучшения работы тех или иных органов и систем. Покупать витамины необходимо после консультации с врачом. Учитывая индивидуальные особенности организма ребёнка.

  1. Витамины для детей выпускают в разных формах – сиропы, шоколадки или конфеты, жевательный мармелад, блистеры с таблетками, разноцветные витамины-фигурки в баночках и многое другое.

Задача родителя – не допускать чрезмерного «съедания» вкусных препаратов, обеспечить соблюдение правил гигиены при их приёме, а также обучать ребёнка культуре принятия лекарственных средств. Должно воспитываться чувство меры.

  • И взрослым, и детям важно избегать излишнего прикосновения к витаминам: инфекция, съеденная с витаминной мармеладкой грязными руками во время игры может принести гораздо больший вред чем пользу.
  • Для роста, профилактики болезней детям необходимы и другие витамины, о которых рассказано далее.

Витамины для профилактики заболеваний

Важно помнить, что лучше всего усваиваются и приносят пользу природные витамины, которые поступают в организм из вкусной, свежей, качественной пищи.

Наиболее значимые общеукрепляющие, применяющиеся в целях профилактики витамины С и Е. Это естественные антиоксиданты, очищающие организм, способствующие улучшению иммунитета.

  1. Аскорбиновая кислота – витамин С влияет на воспалительные процессы в организме и их профилактику, улучшает восстановление клеток, создавая кислую среду, которую не переносят отдельные группы болезнетворных организмов; необходим для нормализации сердечно-сосудистой деятельности, надпочечников.

С участием витамина С образуется коллаген, антистрессовые гормоны. Много витамина С в шиповнике, цитрусовых, малине, чёрной смородине, болгарском перце, моркови. Ежедневно в организм должно поступать 70-100 мг витамина С.

При помощи витамина Е или токоферола нормализуются обменные процессы, лучше циркулирует кровь, повышается иммунитет, регулирует восстановительные процессы, необходим для усвоения витамина А. Требуется 10-20 мг витамина в сутки.

Витамины для профилактики болезней сердца

О значении витаминов D, C, E для функционирования сердечно-сосудистой системы уже говорилось. Также для нормальной работы сердца, головного мозга, мышечной ткани, состояния кожи, волос требуется витамин А или ретинол. Он тоже содействует эффективному восстановлению клеток, повышению иммунитета.

В день необходимо принимать 600-900 мкг. Много ретинола в морковке, тыкве, персиках и абрикосах, мясе, рыбе, яйцах.

Необходима как для сердечно-сосудистой, нервной систем, так и для организма в целом группа витаминов В. Они не хранятся в организме, поэтому должны поступать через каждые 8-10 часов. Их много в зелёных овощах, злаках, бобовых, мясе, субпродуктах.

Профилактика дефицита витамина

Дефицит витаминов в организме может быть вызван неполноценным питанием, болезнями желудочно-кишечного тракта, чрезмерной нагрузкой, требующей огромных трат энергии, нехваткой железа.

Причину нехватки витаминов в организме необходимо определить точно, проконсультировавшись с врачом. Профилактические меры аптечными препаратами тоже не следует предпринимать «вслепую» без рекомендации врача.

При наличии чрезмерной усталости, изменений структуры кожи или других симптомах необходимо, первоначально, нормализовать питание. Если ничего не изменилось – обратиться к врачу и пройти обследование.

  • Важно помнить, что витамины – важнейшие вещества для создания, регенерации функционирования клеток организма.

Наиболее полезные и ценные те, которые нам дарит природа весной, летом, осенью и даже зимой. Не ленитесь собирать и ценить эти дары для сохранения того, чего не купишь – здоровья.

Фото витаминов для профилактики

Пожалуйста, сделайте репост

Витамины и микроэлементы в практике врача-педиатра

РМАПО

Рациональное питание детей и взрослых – важнейшее условие поддержания здоровья нации.

Однако в настоящее время в России в силу сложившихся социально–экономических условий только у очень немногих людей питание может считаться сбалансированным [5,7].

Повседневный рацион большинства россиян в конце ХХ века – это «пища бедняков»: углеводисто–жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов [1].

Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и все более нарастающем дефиците витаминов (А, группы В, С, Е), а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации. Так, дефицит витаминов группы В выявляется у 30–40%, b-каротина – более чем у 40%, а витамина С – у 70–90% обследуемых [7]. При этом выявляемый дефицит зачастую носит характер сочетанной витаминной недостаточности. Настораживает, что дефицит витаминов обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне–осенние периоды, что свидетельствует о формировании у большинства населения России крайне неблагоприятного круглогодичного типа полигиповитаминоза. Отмечено также, что полигиповитаминозы часто сочетаются с дефицитом микроэлементов.

Вызывают тревогу данные о распространенности дефицита микронутриентов у беременных и кормящих женщин, новорожденных и грудных детей.

Недостаток основных пищевых веществ, витаминов и минеральных веществ в рационе беременной неблагоприятно сказывается не только на состоянии здоровья самой женщины, но и приводит к развитию выраженного их дефицита у плода.

Дефицит микроэлементов и витаминов в рационе матерей, кормящих грудью, также крайне отрицательно влияет на здоровье детей. Не может не беспокоить и то, что 70% детей 1–го года жизни в возрасте 3–4 месяцев вскармливаются искусственно [3].

Установлено также, что 39–42% детей, находящихся на раннем искусственном вскармливании, получают неадаптированные молочные смеси. Тревожно выглядит ситуация и с дефицитом витаминов у детей более старшего возраста. Так, показано, что обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20–40%, а белково–витаминный дефицит испытывают до 90% детей России [7].

Напряженный уровень метаболизма у детей, не только поддерживающий жизнедеятельность, но и обеспечивающий рост и развитие детского организма, требует достаточного и регулярного поступления микронутриентов. Поэтому развитие дефицита витаминов и микроэлементов у детей может сопровождаться различными нарушениями здоровья [9].

Несбалансированное и недостаточное (как в качественном, так и в количественном отношениях) питание российских детей привело к тому, что у большинства из них имеется дефицит микроэлементов и витаминов, у 16–47% выявляется анемия, а у 24–63% – латентный дефицит железа [7,3].

Читайте также:  Антибиотики — список лучших антибиотиков для детей и взрослых

Кроме этого, в результате алиментарного дефицита таких микроэлементов, как железо и йод, в последние годы отмечена четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей. Нельзя не отметить нарастание частоты выявления недостаточности потребления йода [2]. При дефиците йода в мозге растущего детского организма происходят необратимые изменения, развиваются олигофрения и кретинизм.

Дефицит йода – самая распространенная причина интеллектуальных нарушений, которую можно предупредить (Касаткина Э.П., Щеплягина Л.А.). Однако в России активность мероприятий по профилактике йодного дефицита в последнее десятилетие была значительно снижена. Это не могло не сказаться на состоянии психического здоровья детей.

Только в последние годы вновь начали приниматься действенные меры по профилактике йодной недостаточности (производство йодированной соли в необходимых количествах, прием йодида калия, витаминно–минеральных комплексов, содержащих йод, и др.).

Таким образом, в России в настоящее время сложились условия, при которых алиментарные нарушения могут отразиться не только на состоянии здоровья, физическом и интеллектуальном потенциале россиян, но и в целом на жизнеспособности нации [7].

Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам органического происхождения и практически не синтезируются в организме человека, но играют роль регуляторов многочисленных биохимических реакций в обмене веществ и энергии.

Не являясь строительным и энергетическим субстратом, витамины служат катализаторами биохимических реакций. Немаловажное значение имеет дефицит витаминов в патогенезе многих заболеваний человека.

Выделяют жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, С).

Витамины (от лат. Vita – жизнь) – незаменимые компоненты питания органического происхождения, регулирующие биохимические и физиологические процессы в организме за счет активизации отдельных ферментативных реакций.

Недостаточное поступление витаминов в организм приводит к развитию дефицита этих незаменимых микронутриентов. В зависимости от глубины дефицита витаминов в организме различают гипо– и авитаминоз.

Авитаминозом принято обозначать глубокий дефицит витаминов из–за практически полного нарушения их поступления в организм.

Гиповитаминозом называют дефицит витаминов в организме в результате сниженного, недостаточного их поступления.

Причины возникновения дефицита витаминов:

Первичные:

  • несбалансированное питание;
  • недостаточное поступление витаминов с пищей;
  • однообразное лечебное питание.

Вторичные:

  • патология желудочно–кишечного тракта, в том числе синдром мальабсорбции;
  • нарушения функции печени;
  • повышенная экскреция витаминов (повышенный диурез);
  • нарушение синтеза витаминов группы В и К в кишечнике;
  • терапия антибактериальными препаратами;
  • полное парентеральное питание;
  • гемодиализ;
  • врожденные дефекты метаболизма;
  • нарушение биодоступности витаминов;
  • повышение потребности при обычном уровне
  • поступления (период интенсивного роста;
  • беременные, кормящие женщины).
  • Для целенаправленной профилактики недостаточности микронутриентов целесообразно выделять детей и взрослых, у которых имеются различные предрасполагающие факторы для развития дефицита витаминов и микроэлементов.
  • Группы риска по развитию витаминодефицитных состояний:
  • – дети раннего возраста и подростки в период наиболее интенсивного роста; – дети, занимающиеся спортом (имеющие высокие физические нагрузки); – больные дети (острые инфекционные заболевания вирусного или бактериального генеза; патология сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта и др.); – больные, длительно принимающие некоторые лекарственные препараты; – беременные и кормящие женщины; – вегетарианцы; – пожилые люди; – дети и взрослые с низким социально–экономическим уровнем;
  • – алкоголики, курильщики.

Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний или усугублять их тяжесть.

Последствия дефицита витаминов:

  • ухудшение самочувствия;
  • снижение умственной и физической работоспособности населения;
  • нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;
  • нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);
  • замедление темпов физического и психического развития;
  • предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.

Возрастная суточная потребность в основных витаминах представлена в таблице 1.

Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых Живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно, в зависимости от концентрации химических элементов в организме, выделяют макро– и микроэлементы.

Макроэлементами принято считать те химические элементы, содержание которых в организме более 0,005% массы тела. К макроэлементам относятся: водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций.

Микроэлементами называются химические элементы, содержащиеся в организме в очень малых количествах. Их содержание не превышает 0,005% массы тела, а концентрация в тканях – не более 0,000001%. Среди всех микроэлементов в особую группу выделяют так называемые незаменимые микроэлементы.

Незаменимые микроэлементы (микроэлементы эссенциальные, микробиоэлементы) – микроэлементы, регулярное поступление которых с пищей или водой в организм абсолютно необходимо для его нормальной жизнедеятельности.

Незаменимые микроэлементы входят в состав ферментов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ. Незаменимыми микроэлементами являются железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, фтор.

Физиологическое значение макро– и микроэлементов определяется их участием:

  • в структуре и функции большинства ферментативных систем и процессов, протекающих в организме;
  • в пластических процессах и построении тканей (фосфор и кальций – основные структурные компоненты костей);
  • в поддержании кислотно–основного состояния;
  • в поддержании солевого состава крови и водно– солевого обмена.

Уровень поступления микроэлементов в организм зависит от их содержания в пищевых продуктах и воде.

Постоянное снижение или повышение концентрации определенных минеральных веществ в суточном рационе человека, как правило, связано с недостатком или излишком этих микроэлементов в окружающей среде района проживания.

Формирующийся при этом в организме людей дефицит или избыток определенных микроэлементов приводит к развитию эндемических геохимических заболеваний (микроэлементозов).

Наиболее изученными являются йодная и фторная эндемии. Так, в регионах, где в окружающей среде отмечено недостаточное содержание йода, широко распространен эндемический зоб.

На территориях, характеризующихся повышенным содержанием фтора в воде, отмечается высокий уровень заболеваемости флюорозом.

В то же время длительное недостаточное поступление фтора в организм приводит к повышенному распространению кариеса.

Распределение микроэлементов в организме и их накопление в определенных органах и системах обусловлено как химическими свойствами, так их и физиологической ролью.

Однако в некоторых случаях место преимущественного депонирования микроэлементов не связано с влиянием их на эти органы и ткани.

Микроэлементы, являясь составляющими компонентами биологически активных веществ, участвуют в метаболических процессах в организме.

Главная особенность минерального обмена у детей состоит в том, что процессы поступления в организм минеральных веществ и их выведение не уравновешены между собой [4]. Рост и развитие ребенка требуют интенсивного поступления минеральных веществ. Возрастная суточная потребность в основных микроэлементах имеет свои особенности (табл. 2).

Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у ребенка должна начинаться еще в антенатальном периоде его развития. Целесообразно рекомендовать женщинам полноценную, сбалансированную диету, обогащенную всеми необходимыми микронутриентами. Можно рекомендовать прием специального молочного напитка для беременных и кормящих женщин, содержащего все необходимые витамины и минеральные вещества в полном соответствии с потребностью беременной и кормящей женщины. А также другие витаминно–минеральные комплексы, рекомендованные для беременных и кормящих женщин.

К постнатальной профилактике дефицита витаминов и микроэлементов у детей относятся:

1. Продолжительное естественное вскармливание со своевременным введением продуктов прикорма, особенно детям с лимфатическим типом конституции, с крупной массой тела при рождении и избыточными весовыми прибавками.

2. Соблюдение режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе, предупреждение и своевременное лечение рахита, гипотрофии, острых респираторных заболеваний.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро – и микроэлементов.

Для прикорма этим детям используются соки, фруктовые и овощные пюре, а также инстантные каши, обогащенные железом и другими незаменимыми микронутриентами.

Как правило, если здоровый ребенок первого года жизни получает современные адаптированные молочные смеси и продукты для прикорма, дефицита витаминов и микроэлементов у него нет.

У детей старше года профилактика дефицита витаминов и микроэлементов проводится с помощью назначения полноценной, сбалансированной диеты, а также индивидуального приема специальных поливитаминных препаратов (табл. 3, 4).

Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых В качестве примера можно привести витаминный комплекс Пиковит (KRKA, Словения).

Пиковит выпускается в виде сиропа и пастилок, вкус которых очень нравится детям. Витаминный сироп Пиковит рекомендуется детям старше 1 года. Его состав основан на натуральных фруктовых компонентах, поэтому дети особенно любят сироп Пиковит.

Сироп можно давать в чистом виде или добавлять в чай, соки, фруктовое пюре. Пастилки Пиковит, которые в дополнение к витаминам содержат кальций и фосфор, предназначены для детей старше 2 лет.

Препарат восполняет дефицит витаминов, а содержащиеся в пастилках кальций и фосфор обеспечивают поддержание структуры костей и зубов.

Пиковит Д – это пастилки, обладающие приятным фруктовым вкусом, которые предназначены прежде всего для детей дошкольного возраста. Пиковит Д не содержат сахар и может применяться при различных ограничивающих диетах.

Пиковит форте представляет собой витаминный препарат, предназначенный для детей школьного возраста.

Он рекомендуется при переутомлении и плохой концентрации внимания, физических нагрузках (занятия спортом), нерегулярном и однообразном рационе питания, отсутствии аппетита.

Для восполнения суточной потребности в витаминах, ребенку достаточно принять одну пастилку Пиковита форте в день.

Читайте также:  Профилактика атеросклероза сосудов головного мозга — народные средства, препараты

Литература:

1. Акопян А.С., Харченко В.И., Мишиев В.Г. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России. – М., 1999.

2. Анциферов М.Б. Йоддефицитные заболевания в России и их профилактика// Medical market. – 1999. – № 32 (2). – С.10–12.

3. Коровина Н.А. Правильно ли мы употребляем витамины? Медицинская газета. – 2001. – № 5. – С.12.

4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у детей/ Справочное пособие для врачей.–Москва, 2000.

5. Нетребенко О.К. Состояние здоровья и питание детей первых двух лет жизни в отдельных регионах России. Автореф. … докт. дис. – 1997. – 27 с.

6. Обмен веществ у детей/ Вельтищев Ю.Е., Ермолаев М.В., Ананенко А.А., Князев Ю.А. – М.: Медицина, 1983. – 464 с.

7. Спиричев В.Б. О витаминной обеспеченности населения СССР и о мерах по ее улучшению./ Здоровье и болезнь. – Москва. – 1990. – С.198–199.

8. Тутельян В.А., Алексеева И.А. Витамины антиоксидантного ряда: обеспеченность населения и значение в профилактике хронических заболеваний.// Клиническая фармакология и терапия.–1995. – №4(1). – С.90–92.

9. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита – важнейший аспект концепции здорового питания населения России// Вопросы питания. – 1999. – №1.

10. Subcommittee on the 10th edition of RDA. Food and nutrition board. RDA. 10th ed. Wasb D.C.: National Acad. press, 1989.

11. WHO, Diet, Nutrition, and the Prevention of Chronic Diseases: Report of a WHO Study Group WHO, Technical Report Series, No.797, 1990.

Поделитесь статьей в социальных сетях

Дефицит витаминов у ребенка: симптомы и профилактика

    Наконец пришла долгожданная весна. Солнечные лучи радуют нас первым теплом, хочется чаще бывать на улице и наслаждаться жизнью.

     Но как раз в такой период мы можем наблюдать, что ребенку становится все труднее и труднее просыпаться, он быстро устает, стал вялым и плаксивым. Причиной этого может быть дефицит витаминов, который часто возникает весной и отрицательно сказывается на развитии ребенка и на функционировании всех органов и систем его организма.

     Почему витамины являются настолько важными для людей? Какие признаки их дефицита? Стоит ли принимать таблетированные витамины и как улучшить ежедневный рацион ребенка для профилактики гиповитаминозов?

  •     Находим ответы в сегодняшней статье.
  •     Для чего нам нужны витамины?
  •     Витамины — это биологически активные вещества, которые необходимы каждому человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. Они участвуют в важнейших физиологических процессах:
  • обмене веществ;
  • процессе построения тканей;
  • поддержке полноценного иммунитета.

    Особую роль витамины играют в детском организме, обеспечивая постоянный рост и развитие — физиологическое и интеллектуальное.

На сегодняшний день нам известно около 30 витаминов, около половины из которых исследовано достаточно хорошо. Одни из них водорастворимые (С, группа В), а другие — жирорастворимые (A, D, Е, К).

    Важнейшими витаминами считаются такие: витамины А, С, D, Е и группы В. Их дефицит диагностируется чаще всего.

    Какие бывают разновидности недостатка витаминов?

    Начнем с того, что диагностировать дефицит могут только врачи. Мы можем только предполагать: малыш часто болеет, быстро устает, ест мало овощей и фруктов, терпеть не может каши — возможно, его организму не хватает полезных веществ.

    Специалисты выделяют следующие разновидности дефицита витаминов:

    1) Собственно авитаминоз в узком смысле — тяжелая форма, характеризующаяся полным отсутствием витаминов в организме.

Он вызывает проблемы с желудочно-кишечным трактом и другими системами и органами, мешает усвоению полезных веществ.

Авитаминоз требует вмешательства врача и лечения первопричины, которая привела к такой острой нехватке витаминов.

  1.     2) Гиповитаминоз — промежуточная форма дефицита, когда существенно ощущается нехватка микроэлементов и отмечается нарушение жизнедеятельности.
  2.     3) При субфебрильной обеспеченности организма витаминами дефицит не имеет яркого проявления, но может стать причиной частых ОРВИ, медленного выздоровления, усталости, сниженного жизненного тонуса и слабости, не свойственных детству.
  3.      Детский организм является наиболее уязвимым к гиповитаминозу — легкому, но все же значимому проявлению недостатка витаминов.
  4.     Врачи напоминают, что гиповитаминоз случается не только из-за недополучения витаминов, но и потому, что в определенный период может возникать повышенная потребность в них (болезнь, интенсивный рост, высокие нагрузки).
  5.     Особую группу риска дефицита витаминов составляют дети в возрасте до 3 лет; от 5 до 7 лет и в 11-15 лет.
  6.     Кроме возрастных критических периодов факторами риска развития гиповитаминоза являются:
  • чрезмерные физические нагрузки;
  • наличие острых инфекционных заболеваний вирусного или бактериального генеза;
  • наличие хронической патологии сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и т.п.;
  • регулярный прием определенных лекарственных препаратов.

    Признаки гиповитаминоза у детей могут наблюдаться в любое время года, но чаще всего мы страдаем от него весной.

Именно в это время в продуктах существенно уменьшается количество полезных веществ, а потребность в витаминах увеличивается.

Это объясняют тем, что зимой основу рациона большинства населения составляют продукты, богатые углеводами, а свежие овощи и фрукты представлены в нем в малом количестве.

    В результате нехватка жизненно необходимых элементов проявляется рядом специфических особенностей и симптомов.

Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых

    Какие бывают признаки детского гиповитаминоза?

    Наиболее распространенным является дефицит витаминов A, B1, C и D. При недостатке этих витаминов у детей возникают определенные нарушения как в физическом, так и умственном развитии.

    1) К признакам недостатка витамина А, который отвечает за нормальное функционирование органов зрения и поддержку структур слизистых оболочек и кожи, относят:

  • появление трещин на подушечках пальцев и подошвах;
  • чрезмерную сухость, шелушение кожи;
  • периодический зуд в области ягодиц, живота, локтей и колен; воспаление глаз и глазной оболочки;
  • иногда — выпадение волос.

     Симптомы гиповитаминоза такого типа обычно бывают у детей школьного возраста.

     2) Дефицит витамина В1, который принимает участие в функционировании нервной системы и углеводном обмене, в организме ребенка приводит к таким признакам:

  • замедленный рост;
  • ухудшение памяти;
  • потеря аппетита;
  • общая слабость и бессонница.

    3) При недостатке витамина С, который повышает устойчивость организма к инфекциям, участвует в формировании, поддержании структуры и функций костей, хрящей, зубов, наблюдается:

  • общая слабость организма;
  • отсутствие аппетита;
  • быстрая утомляемость;
  • воспаление десен и их кровоточивость;
  • анемия (снижение уровня гемоглобина в крови), возникновение синяков и постоянное присутствие крови в ротовой полости.

    4) К признакам дефицита витамина D, который способствует формированию скелета и зубов у детей, минерализации костей, улучшает нервно-мышечную передачу, относятся:

  • периодические судороги мышц и повышенная склонность к травмам;
  • смягчение костей;
  • зубной кариес.

     Если вы заметили, что ребенок имеет подобные симптомы, следует обратиться к вашему семейному врачу. Ведь именно педиатр, с помощью специальных обследований и анализов, способен установить, существует ли у ребенка дефицит витаминов или эти симптомы вызваны другими факторами.

Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых

    Полезны ли витаминные комплексы?

    В каждой аптеке сейчас можно приобрести витамины на любой вкус. Но врачи предупреждают: неконтролируемый прием витаминно-минеральных комплексов может быть опасным.

    Министерство здравоохранения категорически не рекомендует принимать витаминные комплексы, мультивитамины «на всякий случай».

Ведь нет никаких доказательств того, что они улучшают здоровье или предотвращают болезни.

Есть даже исследования, указывающие на потенциальный вред для здоровья таких добавок (при несоблюдении правил приема или как следствие длительного потребления).

  • «Самым лучшим вариантом является обеспечение организма витаминами и минералами с помощью здорового рациона питания

Особенности применения витаминно-минеральных комплексов у детей раннего возраста

Комментарии

Витамины для профилактики — заболеваний и дефицита у детей и взрослых

Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», сентябрь 2011, с. 25-29

Э.Э. Локшина, О.В. Зайцева, ГОУ ВПО «Московский государственный медикостоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ

Согласно данным НИИ питания РАМН, около 90% детского населения России испытывает недостаток в тех или иных витаминах и минералах [1]. К основным группам риска развития витаминной недостаточности относятся дети, проживающие в экологически неблагоприятных регионах, дети из социально неблагополучных семей, часто и длительно болеющие дети, а также дети с аллергическими заболеваниями.

Одним из важных компонентов питания у детей являются микронутриенты (витамины и микроэлементы). Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей чрезвычайно велико.

В отличие от макронутриентов (белков, жиров и углеводов), витамины не служат источником энергии или «строительного материала», используемого для образования органов и тканей, а являются экзогенными регуляторами физиологических и биохимических процессов [2, 3].

Витамины принимают непосредственное участие во всех обменных процессах жизнедеятельности организма, а также входят в состав многих ферментов, выполняя роль катализаторов.

Витамины необходимы для процессов роста, кроветворения, нормальной деятельности нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, желез внутренней секреции, продуцирующих различные гормоны, для поддержания зрения и нормальных свойств кожи.

Витаминам принадлежит также исключительно важная роль в обеспечении адекватного иммунного ответа, функционирования систем метаболизма ксенобиотиков, формировании антиоксидантного потенциала организма и в поддержании устойчивости человека к различным инфекциям, действию ядов, радиоактивного излучения и других неблагоприятных внешних факторов. Кроме того, обеспеченность микронутриентами необходима для нормального уровня интеллектуального развития ребенка [2, 4]. Минеральные вещества – также незаменимый элемент здорового питания. Макро- и микроэлементы одинаково необходимы для нормального существования организма и должны присутствовать в пище в достаточном количестве.

Дефицит витаминов

Классические авитаминозы в настоящее время встречаются крайне редко.

Однако у детей раннего возраста нередко обнаруживаются признаки субнормальной витаминной недостаточности, представляющей собой доклиническую стадию дефицита витаминов и проявляющейся нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими симптомами. Например, раздражительностью, головной болью при недостаточности тиамина, аскорбиновой кислоты, пиридоксина, кровоточивостью десен при недостаточности витамина С, сухостью кожи при недостаточности витаминов А и B2 [5, 6].

Основными причинами субнормальной витаминной недостаточности являются: нерациональное питание ребенка или кормящей матери; широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе их производства; потеря витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов; нарушение баланса микрофлоры кишечника, участвующей в обмене ряда витаминов (фолиевой кислоты, рибофлавина, пиридоксина, цианокобаламина); нарушение усвоения витаминов при заболеваниях ЖКТ и патологии желчевыводящих путей. Среди других причин дефицита витаминов можно отметить недостаточное образование в организме активных метаболитов витаминов у детей с поражениями печени и почек, наследственные нарушения обмена витаминов и другие, которые встречаются гораздо реже [2].

  • Субнормальная обеспеченность витаминами значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления больных детей, способствует увеличению частоты и длительности обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей и ЖКТ.
  • Таким образом, дефицит микронутриентов у детей раннего возраста приводит к замедлению темпов роста и умственного развития, угнетению иммунной сопротивляемости организма, способствует формированию у ребенка хронических заболеваний.
  • Восполнение дефицита
Читайте также:  Эссенциале форте н — инструкция по применению — цена, отзывы, аналоги

Особенности питания детей в современных условиях не позволяют полностью удовлетворить потребности во всех основных микронутриентах только за счет пищевого рациона.

В связи с этим необходимо дополнительное обеспечение детей витаминами и микроэлементами.

Профилактика поливитаминной недостаточности должна быть направлена на обеспечение полного соответствия между потребностями детей раннего возраста в микронутриентах и их поступлением с пищей.

С увеличением количества компонентов в витаминно-минеральном комплексе (ВМК) увеличивается возможность и число взаимодействий между ингредиентами. Это приводит к тому, что для многих компонентов начинают реализовываться отрицательные эффекты их действия друг на друга на разных уровнях.

При терапевтическом приеме витаминов и микроэлементов (то есть при проявлении клинических признаков недостаточности, требующих врачебного вмешательства) их употребление в виде отдельных препаратов или предпочтительных сочетаний (таких, как кальций и витамин D) является распространенной нормой.

При профилактическом приеме ВМК разделение некоторых компонентов приводит к уменьшению взаимных отрицательных эффектов и улучшению эффективности поливитаминной/минеральной композиции. В современных ВМК необходимо учитывать наилучшую совместимость ингредиентов, а также их возможный антагонизм [7].

Потребление достаточного количества макро- и микронутриентов с пищей и в составе ВМК оказывает выраженное положительное влияние на состояние многих органов и систем. В частности, сейчас уделяется большое внимание роли микронутриентов в формировании когнитивных функций у детей, их влиянию на поведение и настроение, что подтверждают систематические обзоры Cochrane [3].

Учитывая индивидуальные особенности детей раннего возраста, выбор необходимых витаминов и минералов, а также методов восполнения их запасов должен происходить под строгим контролем врача-педиатра.

Известно, что рацион питания детей от 1 года до 3 лет достаточно ограничен, а невозможность приема поливитаминных препаратов в форме таблеток и капсул существенно сужает выбор предлагаемых на рынке витаминных средств.

Для оптимального роста и развития детей раннего возраста необходимы различные макро- и микронутриенты, однако совершенно в других количествах и пропорциях, чем для детей старшего возраста или взрослых. Кроме того, необходимо, чтобы витамины и микроэлементы усваивались в полном объеме, так как именно в этом возрасте обменные процессы протекают наиболее интенсивно.

Особое внимание должно уделяться также и форме ВМК, так как дети раннего возраста не в состоянии разжевывать или глотать неизмельченные таблетки или капсулы, а вспомогательные компоненты (консерванты, красители, ароматизаторы), присутствующие в них, способны спровоцировать аллергические реакции.

Отечественными учеными специально для детей от 1 года до 3 лет был создан витаминноминеральный комплекс Алфавит Наш малыш (компания «Аквион»), учитывающий все эти особенности детского организма. В препарате Алфавит Наш малыш суточная доза полезных веществ разделена на 3 порошка (каждый порошок упакован в индивидуальное саше), содержащих только совместимые компоненты.

Вещества-антагонисты включены в состав разных порошков, что повышает эффективность ВМК, минимизируя нежелательные проявления взаимодействия компонентов.

В состав ВМК Алфавит Наш малыш включены необходимые для детей младшего возраста микронутриенты: 11 витаминов (витамины А (в форме бета-каротина), В1, В2, В6, В12, С, РР, пантотеновая и фолиевая кислоты) и 5 минералов (кальций, магний, цинк, йод и железо).

Кальций и витамин D необходимы для формирования и роста костей, здоровых зубов, профилактики рахита. Фолиевая кислота и витамин В12, действуя синергично, обеспечивают нормальный рост и развитие ребенка, улучшают аппетит, необходимы для работы нервных клеток и иммунной системы.

Пантотеновая кислота необходима для нормального обмена белков и углеводов, а также для усвоения других витаминов, участвует в процессе образования энергии и синтеза гормонов. Витамин В6 и магний, действуя синергично, участвуют в функционировании нервной системы, необходимы для правильной работы важных ферментов.

Йод участвует в синтезе гормонов щитовидной железы, от которых зависит формирование организма (прежде всего, нервной системы) и основные обменные процессы. Цинк входит в состав ферментов, необходимых для синтеза белков, участвует в регенерации тканей, развитии иммунной системы. Витамин В2 участвует в образовании энергии, способствует регенерации слизистых оболочек.

Витамин РР обеспечивает правильную работу нервной системы и органов пищеварения. Комплекс антиоксидантов (бета-каротин и витамины Е и С) защищает от вредного воздействия свободных радикалов, повышает сопротивляемость организма инфекциям, способствует регенерации тканей. Железо необходимо для синтеза гемоглобина.

Витамин В1 участвует в работе нервной системы, входит в состав ферментов, расщепляющих углеводы и аминокислоты, улучшает аппетит. Бета-каротин – безопасный источник витамина А, одна из функций которого – участие в цветовом и световом восприятии.

Состав Алфавита Наш малыш был разработан в соответствии с рекомендациями ВОЗ по питанию детей раннего возраста и НИИ питания РАМН.

Особое внимание было уделено переносимости отдельных компонентов и гипоаллергенности, что обеспечивается за счет разделения по разным порошкам веществ, образующих вместе потенциально небезопасные пары (например, витамин В12 усиливает аллергическое действие витамина В1, поэтому они принимаются раздельно и в разное время).

Кроме того, использованы безопасные формы витаминов (например, витамин РР в виде никотинамида). Благодаря удобной лекарственной форме – растворимый порошок в саше – удалось избежать использования ненужных для детского организма вспомогательных веществ (красителей, консервантов, ароматизаторов).

Таким образом, в состав Алфавита Наш малыш включены все необходимые витамины и минералы в соответствии с потребностями детей раннего возраста и с учетом взаимовлияния отдельных микронутриентов; вероятность аллергических реакций сведена к минимуму. Поэтому новый отечественный ВМК Алфавит Наш малыш может быть рекомендован для применения у детей от 1 года до 3 лет в качестве дополнительного источника витаминов и минералов.

Примеры синергизма:

  • Витамин D положительно влияет на усвоение кальция.
  • Витамин С восстанавливает антиоксидантные свойства витамина Е.
  • Витамин С усиливает всасывание железа.
  • Витамин А помогает усвоению цинка.

Примеры антагонизма:

  • Конкуренция марганца и железа снижает усвоение железа на 40%.
  • Витамин С окисляет до 30% витамина В12.
  • Кальций и железо конкурируют за усвоение.
  • Витамин В12 может усилить аллергические реакции, вызванные витамином В1.
  • Совместный прием цинка и железа снижает эффективность терапии.
  • Фолиевая кислота образует нерастворимое соединение с оксидом цинка, что уменьшает усвоение витамина В9.

Список литературы:

  1. Талашова С.В. Алгоритм выбора витаминно-минерального комплекса в педиатрии // Русский медицинский журнал. – 2009. – Т. 17, № 4. – С. 308–311.
  2. Конь И.Я., Тоболева М.А., Димитриева С.А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. – 2002. – № 1. – С. 62–66.
  3. Студеникин В.М., Балканская С.В., Щелковский В.И., Курбайтаева Э.М. Витаминноминеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий врач. – 2008. –№ 1. – С. 19–22.
  4. Benton D. Micronutrient supplementation and intelligence of children // Neurosci. Biobehav. Reb. 2001; 25: 297–309.
  5. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. и др. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы к коррекции: Руководство для практикующих врачей. – М.: Медпрактика-М, 2004. – 100 с.
  6. Шилина Н.М. Роль микронутриентов в развитии ребенка // Consilium medicum. Педиатрия. – 2007. –№ 2. – С. 74–77.
  7. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита – важнейший аспект концепции здорового питания населения России // Вопросы питания. – 1999. – № 1. – С. 3–11.

Сведения об авторах:
Локшина Эвелина Эдуардовна, доцент кафедры педиатрии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ, канд. мед. наук. Зайцева Ольга Витальевна, заведующая кафедрой педиатрии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ, профессор, д-р мед. наук. (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ) Если Вы медицинский специалист, войдите или зарегистрируйтесь

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*