Поиск по сайту

«Не прячьте ребенка за компьютером»

02.02.2018

Нападение, произошедшее в Сосновом Бору 19 января, всколыхнуло всю республику. Кровавая бойня в школе №5 стало продолжением «колумбайна», произошедшего несколькими днями ранее в пермской школе. Напомним, тогда двое подростков ворвались с ножами в кабинет, где проходил урок у четвероклассников и пытались зарезать детей. Почему уровень агрессии у современных подростков зашкаливает до такой степени, что они решаются на массовые нападения, рассуждал Павел Хамаев, психолог Центра здоровья.    

- Павел Васильевич, почему дети из внешне благополучных семей сознательно идут на убийство сверстников, учителей? Что их наталкивает на такой шаг?

- Могу предположить, что причины нападений, как в Сосновом бору, как в пермской школе, связаны с тем, что подростки не умеют правильно воспринимать и выражать эмоции. А если говорить точнее, у них примитивный (детский) способ проявления эмоций. Вне сомнений, в корне психологических проблем лежит обида. И проявляют они эту обиду как маленькие дети. К примеру, трехлетний ребенок, обидевшись на маму, начинает ее бить, не осознавая, что после такого поступка могут быть последствия.

Я думаю, здесь не было даже попыток конструктивно проработать эти эмоции. А все, потому что детей не научили, как нужно правильно отреагировать обиду, злость, гнев (отреагирование – бесконтрольное проживание эмоции. Для эмоциональной разрядки психологи советуют покричать в подушку, поплакать, побить боксерскую грушу. После этого человек испытывает облегчение – прим. ред.).

Скорее всего, подростка, совершившего нападение в Сосновом бору, воспитывали так, что все эмоциональные проявления считались слабостью. От ребенка больше требовали, чем давали. Когда чаша эмоционального напряжения полностью переполнилась, под горячую руку попали невиновные. Ему нужен был повод, чтобы освободить свое внутреннее состояние от гнетущих эмоций.

- Почему родители подростков не могут понять, что происходит с ребенком? Ведь они живут под одной крышей?

- Во-первых, обычно родители не видят в подростке взрослого человека и пользуются той формой общения и поведения, которая была принята, когда дети были еще маленькими. Это не нравится подростку, и он начинает доказывать, что он уже не маленький.  

Так повелось, что во всех культурах подростки стремятся к свободе. Родители это воспринимают как непослушание. Из-за непонимания возникают конфликты и теряется контакт. Так, подросток начинает скрывать личную жизнь. Чтобы научиться взрослой жизни, он ищет пример для подражания. Хорошо, если им станет другой взрослый из близкого окружения семьи. Но чаще всего примером для подражания становятся старшие подростки, которые в жизни сами мало, что понимают. Но чувствуя, что сверстники и подростки помладше к ним прислушиваются, они начинают самоутверждаться за их счет. И происходят вот такие ситуации, когда слепой ведет слепого.

- Как понять, что с ребенком происходит что-то неладное? Как вывести ребенка на откровенный разговор?

- Во-первых, нужно чтобы у вас с ним был контакт, вы должны с ребенком общаться. Общаться ни как командир с подчиненным, а как равный с равным. Вместе проводите время, как за тяжелой работой, так и за веселым отдыхом. Гордитесь ребенком, говорите, что он нужен. Ни в коем случае ни с кем его не сравнивайте ни в лучшую, ни в худшую сторону. И тогда само собой у вас будет с ним контакт.

1503853614.jpgОбычно родитель хочет вывести ребенка на контакт тогда, когда ему это надо. А когда ребенку нужен доверительный разговор, у родителей на это нет времени. В этом отношении я Америку не открываю, все предельно просто. Не нужно прятать ребенка за компьютером, планшетом, телефоном и обвинять, что у него компьютерная зависимость и интернет учит его плохому. Ребенок будет учиться в интернете и на улице до того момента, пока у родителей не появится время на него.

- На Западе обращаться к семейному психологу не зазорно, у нас это воспринимается как признак ненормальности. Ребенок будет сопротивляться к походу к психологу, как его настроить на работу с психологом? 

- Зачастую психолога боятся не подростки, а родители. Есть такой стереотип, что психолог работает только с психически больными детьми, хотя это очень большое заблуждение. Психолог не работает с больными людьми, он даже не имеет на это права.

Исходя из этого стереотипа, люди, которые идут к психологу, думают, что они больны. И самое главное - они боятся, что их поставят на учет и всем об этом расскажут, им банально стыдно. Дети и подростки лишены этих стереотипов и с удовольствием ходят к психологу.

- Учащиеся школы №5 после трагедии боялись возвращаться в родную школу. Одна школьница, которая не была на месте происшествия, а просто слышала о нем, написала в социальной сети, что представив то, что пережили пострадавшие, она рыдала. Как родителям помочь детям, чтобы эта трагедия не наложила отпечаток на неокрепшую психику?

- Не надо пытаться это делать своими силами, следует обратиться к психологам. Их должны предоставить соответствующие органы.


Текст комментария

Защита от автоматических сообщений